Время наивысшего расцвета усадебного строительства - екатерининская эпоха - 1770 - 1790-е годы, когда Россия застраивается усадьбами. Классицизм, господствовавший в усадебной архитектуре, как бы представил стиль столицы в деревне. Дома строились по типу городских дворцов: обязателен портик с колоннами, бельведер с флагштоком, сад и парк с каскадами прудов.
Многие архитекторы в эти годы занимаются усадебным строительством. Архитектору Львову, с его гениальным вкусом, удалось создать эталонные, на редкость поэтичные усадебные ансамбли.
География его творений широка: пригороды Петербурга и Москвы, Владимирская, Тамбовская, Новгородская губернии, Украина и, конечно, он не забыл свою родину - Торжок и Новоторжский уезд. Именно здесь он создает настоящий венок усадебных ансамблей: Арпачёво, Митино, Василёво, Знаменское-Раёк, Горницы, Прямухино, Грузины.
Никольское-Черенчицы.
Строительством своей усадьбы Н.А. Львов занялся в начале 1780-х годов.. Архитектор обдуманно располагает хозяйственные комплексы усадьбы: постройки, связанные с обработкой и хранением зерна - ближе к полям; кузницы - в склоне Петровой горы, близ прудов; в низине, вблизи лугов - скотный двор.
Хозяйственные сооружения, благодаря необычной архитектурной форме - дровяной сарай с классическим портиком, с колоннами, создающими галереи вокруг здания, землебитный скотный двор с шестиколонным портиком, погреб в виде пирамиды; кузница из дикого камня-валуна в холме - включены в парадную зону усадьбы. Четырехкамерная кузница в Никольском строится одной из первых (на камне высечена дата: 1783), она как будто вросла в склон Петровой горы. В ней размещались горн и наковальня, отапливаемая комната для кузнеца, подсобные помещения для хранения угля, навес для ковки лошадей. Романтический декор кузницы - ниши наподобие гротов, арки из разноцветного камня-валуна - особенно выразителен был при вспышках горна. Близ Петровой горы Львов построил миниатюрную усадьбу для своего друга, Петра Лукича Вельяминова. Двухэтажный дом и хозяйственные постройки были землебитными. С балкона гостевого дома открывался вид на парк и пруды.
Львов всегда стремился "оживотворить живыми водами" усадьбы: журчанием ручьев, шумом каскадов и фонтанов. В Никольском профессионально была разработана гидротехническая система, которая включала несколько искусственных прудов, плотины, дренажную сеть, деревянный подземный водопровод, несколько ключевых колодцев. Живописная трехчастная нижняя система прудов замыкала английский парк перед домом. Водная гладь здесь сочеталась с каскадами из валунов, гротами и арочными мостиками, была устроена купальня и сооружен "храмик", на острове возведена беседка, а полуостров украшал павильон-ротонда. Дно прудов было выстлано лещадью, откосы облицованы камнем. Для очистки прудов архитектор соорудил подземный деревянный водовод, верхний конец которого, закрытый деревяннойпробкой, находился у дна пруда. Во время чистки пробка вынималась, и вода спускалась в отводную канаву.
При въезде в усадьбу со стороны Торжка находился фонтан. Это оригинальное сооружение в виде грота, декорированного камнем-валуном и маской льва, из пасти которого вода падала в каменные чаши.
Господский дом Львов спроектировал компактным, кубическим. Сохранилась гравюра с собственноручной надписью автора: "Дом в деревне Черенчицы, 15 верст от Торжка. Прожектировал, чертил, иллюминовал, строил, гравировал и живет в нем Николай Львов". Дом, в два с половиной этажа, с бельведером, поставлен в центре усадьбы, на пригорке. Нижний этаж отделан рустовкой, а верхние украшены четырехколонным ионическим портиком. Позднее к центральному дому решили пристроить флигели.
Центральный зал занимал высоту двух этажей и был очень хорошо освещен: кроме окон, имел оригинальное верхнее освещение - через остекленный проем пола в зале бельэтажа.
Свой дом Николай Александрович оснастил новшествами и удобствами: из колодца, находившегося внутри здания, водоподъемная машина подавала воду в бельэтаж, отапливался дом по "воздушной" системе, которую Львов сконструировал и описал в книге "Пиростатика воздушных печей". Камины также были особого устройства - своего рода кондиционеры: через отдушины в наружной стене дома поступал свежий воздух, проходя через змеевик камина, он нагревался, затем по каналу поступал в своеобразные вазы, наполненные розовой водой, что стояли рядом с камином. Через решетки ваз свежий, теплый, ароматизированный воздух наполнял комнаты. Камины украшали чугунные плакетки художественного литья. Сохранилась одна из них: рельефное изображение ученого в средневековой мантии. В его руках раскрытая книга с немецким текстом.
До наших дней дошла лишь небольшая часть центрального дома с западным флигелем. Кажется чудом, что сквозь слои побелок можно увидеть фрагменты живописи плафонов; на полу, в местах, где облезла масляная краска - геометрический узор трехцветного паркета; осколки беломраморных подоконников.
От флигеля вымощенная белым камнем дорожка ведет к погребу. Столь необходимые в любой усадьбе погреба у Львова, кроме своего функционального назначения, стали объектами садово-паркового искусства. Необычайные архитектурные формы и смелое инженерное решение отличают этот погреб, представляющий правильную четырехгранную пирамиду, облицованную белокаменными плитами. Погреб в Никольском трехъярусный. Верхний ярус - световентиляционная камера, второй - наземный. Нижний ярус пирамиды - ледник, в него ведет отдельный арочный подземный вход. В леднике "использовались природные грунтовые воды, промерзавшие в зимний период в подземном резервуаре-накопителе до дна благодаря продуманной системе вентиляции". Вход в погреб украшен аркой из необработанного камня-известняка, что контрастировало с гладкой поверхностью стен пирамиды. На замковом камне была нарисована львиная маска. По обе стороны входа расположены полукруглые ниши. Стена лоджии с входной дверью была оштукатурена и расписана фресками, что создавало переход к интерьеру. Сохранились фрагменты росписи интерьера, выполненные в технике гризайль. Свод украшает розетка и орнамент в бордово-серебристых тонах, по верхней части стен проходит гирлянда из цветов и лент, внизу стены, по периметру, изображена балюстрада.
Вокруг погреба разбили "собственный" садик, который стал частью усадебного парка. Николай Александрович был теоретиком и практиком садово-паркового искусства. От дома дубовая аллея вела к храму-усыпальнице.
Храм-мавзолей архитектор поставил на искусственном холме. Рядом находится церковный пруд, вынутая при рытье его земля и послужила материалом для холма. Храм - ротонда римско-дорического ордера. С Древнейших времен ротондальная форма храма считалась совершеннейшей - самая простая, прочная и вместительная. Шестнадцать колонн образуют галерею, поставленную на цокольный этаж, который сложен из крупных темных блоков колотого валуна.
Храм венчает купол с проемом, закрытым толстым граненым стеклом сиреневатого оттенка. Над ним на кольце крепятся три стержня, на которых установлен позолоченный шар с крестом, поэтому в храм попадает не дневной прямой солнечный свет, а рассеянный вечерний.
Оригинальна отделка интерьера. Живопись усиливает впечатление открытого свода: на желтом куполе - сетка кессонов, наполненная синим цветом, в нейбелые розетки.
Львовский мавзолей представляет трехуровневое сооружение: в цокольном этаже находится теплый храм Св. Николая, под ним - усыпальница, над ним - летний храм Воскресения. Благодаря гармоничному соотношению частей, благородству форм храм Воскресения в Никольском - одна из самых прекрасных ротонд русской архитектуры.
Афанаьева З. Письма из Никольского // Маяк коммунизма. – 1987. – 28 мая. – С. 4.
Глушков С. Былой России острова. – Тверь: Альба, 2001. – 175 с.
Джарматова Н. Николай Львов – русский Леонардо да Винчи // Тверские губернские известия. – 2001. – 14 февр. – С. 14.
Кравченко А. Рукотворная память // Тверская жизнь. – 2001. – 15 марта. – С. 4.
Грачева Е. Храм в Никольском-Черенчицах // Тверские ведомости. – 2001. – 3 авг. – С. 5.
Александрова И. Черенчицы // Торжокская неделя. – 2002. – 9 окт. – С. 3.
Бочкарева И.А. Н.А. Львов. – Тверь: Тверская обл. тип., 2008. – 127 с.
Греч А. Венок усадьбам. – Москва:Аст-пресс, 2010. – 336 с.