Вы здесь

Святой покровитель Торжка

Распространение православного вероучения в Торжке и окрестностях связывают с именем преподобного Ефрема Новоторжского, жившего в далёком XIстолетии, святого, столь же знаменитого, как Серафим Соровский и Нил Столбненский. Согласно преданию именно им основан Борисоглебский монастырь в Торжке, но много ли мы, новоторы, знаем об этом легендарном человеке? Мне кажется, нет.

Агиографы и историки по крупицам реконструировали для потомков Житие преподобного.

В начале XIвека Ефрем, родом угрин (венгр), вместе со своими братьями Моисеем и Георгием, служил князю Борису Ростовскому. После трагической гибели князя Бориса и любимого брата Георгия на реке Альте в 1015 г., Ефрем, видимо, принял обеты в обители, которую позже назовут Киево-Печерской лаврой, взял с собой голову брата Георгия и удалился на берег р. Тверцы к селению Новый Торг. Недалеко от него на р. Дорогоще, ныне с. Семёновское, построил странноприимный дом и несколько лет усердно служил странникам.

В это время в двух-трёх километрах выше по течению р. Тверцы при впадении в неё ручья Здоровца уже рос город, а вот холм по соседству оставался свободным. На этом живописном холме в 1038 г. преподобный Ефрем построил каменный храм и «обитель честну сотвори, и инок много собрал, уча их и наставляя страху Божию, как добрый пастырь…», то есть основал при нём иноческую обитель. Именно с 1038 года Русская Православная Церковь ведёт отсчёт годам рождения Новоторжского Борисоглебского монастыря. Он — древнейшая обитель России, по возрасту ровня Спасо-Преображенскому монастырю на Валааме и Киево-Печерской лавре, старше на 58 лет Муромского Спасо-Преображенского и на 72 года — Старицкого Свято-Успенского монастырей.

Прп. Ефрем умер в глубокой старости, в 1053 г., лишь при смерти поведал ученику своему Аркадию и братии о том, что хранил голову брата и повелел положить её «с собою во гроб».

Почитание новоторами преподобного Ефрема имело место уже в конце XIIIв. Составленное в то время Житие святого пропало при разорении города Михаилом Ярославичем Тверским в 1315 г. Эта история, видимо, впиталась в память народную, и мы находим этому подтверждение в том, что жители Торжка не простили великого князя, даже после его причисления к лику святых: в городе нет, и никогда не было, несмотря на многочисленность церквей, ни одного престола, освещённого в его честь. Мощи Ефрема и Георгия были обретены в 11 июня 1572 г., в 1584-87 гг. Ефрем был официально причислен к лику святых, видимо вместе с братом (новоторы знают его как мученика Георгия Угрина, киевляне и ростовчане — как отрока Георгия).

Интересно то, что третий брат Ефрема, уцелевший в побоище на р. Альте Моисей, также канонизирован. Он — один из самых знаменитых Киево-Печерских святых. Канонизация трёх не княжьего рода братьев (кровных родственников) и их широкое почитание на обширной территории Древней Руси – это уникальный случай в русской православной традиции. И мы, новоторы, должны знать, что такая традиция родилась благодаря нашим пращурам, которые свято верили в святых покровителей Торжка.

В конце XVIвека было составлено известное нам ныне Житие преподобного Ефрема. Иконографический канон велит изображать Ефрема Новоторжского с храмом в руке, как устроителя храма или монастыря, в епитрахили, как архимандрита монастыря. В некоторых списках Жития его также называют архимандритом. Но при жизни такого звания Ефрем Новоторжский носить не мог, в России оно утвердилось только в XIV веке.

1015 год — это дата, которая легко читается в Житии Ефрема Новоторжского. Многие склонны считать её датой основания Новоторжского Борисоглебского монастыря, но исторический факт – вещь упрямая. Как бы ни хотелось нам верить в появление Ефрема в предместьях Торжка именно в этот год, приходится также принять во внимание и то, что убийство Бориса Ростовского произошло 24 июня, какое-то время Ефрем оплакивал любимых князя и брата, а лишь затем прибыл в Киев и принял обеты. На такую процедуру обычно требуется время от нескольких месяцев до нескольких лет. Двинуться в северные, за тысячу вёрст расположенные, относительно малообжитые земли в зиму он не мог. Поэтому дату, 1015 год, следует считать скорее точкой отсчёта на духовном пути, нежели на пути фактическом, но в истории Торжка и Новоторжского Борисоглебского монастыря – это, безусловно, одна из самых важных дат.

Как протекал земной путь Ефрема Новоторжского до 1015 г., мы можем только догадываться. Свою гипотезу я изложила в рассказе «Мозаика», каждый фрагмент которого – узор в жизни легендарного человека, святого прп. Ефрема Новоторжского.

Рисунок: Прорись к иконописному изображению прп. Ефрема Новоторжского