Вы здесь

«Мыслить, говорить, действовать» семинар-тренинг

9 октября для сельских библиотекарей Учереждения состоялся семинар - тренинг «Мыслить, говорить, действовать».

Цели семинара-тренинга:

  • Дать импульс к развитию творческих способностей сотрудников
  • Развитие навыков логического мышления, коллективной деятельности

Проблемы, которые был призван решить семинар:

1. Неумение высказывать свои мысли открыто.
2. Низкий уровень мотивации в повышении информационной культуры.
3. Неспособность реально оценить свои возможности.
 
 В подготовительный этап  входило проведение анкетирования среди библиотекарей «Информационная культура  специалиста библиотеки»;
подготовка статей из профессиональной периодики.

В работе семинара участвовали 20 сельских библиотекарей, которые разделились на 4 команды

   
 

 Ход семинара

Знакомство: каждый в группе представляет соседа слева (несколько слов о деловых качествах коллеги,  новые сотрудники рассказывали о себе сами).

Дискуссия «Кто Я?»

Участникам тренинга раздаются бланки с тестом и предоставляются  пять минут для его выполнения.

Тест (см.Приложение)

Перед вами – список высказываний, которые вы в той или иной степени можете отнести к себе. Пожалуйста, прочтите их внимательно и отметьте наиболее приемлемый для вас вариант, поставив крестик или галочку в соответствующей колонке.

 Обсуждение в группе: Составьте свой групповой портрет из пяти высказываний.

«Брейнсторминг»

Задание: Библиотеке стали значительно меньше выделять средств на подписку периодических изданий. Найдите выход из создавшегося положения, не ущемляя интересов читателей.

(«Брейнсторминг» или Мозговая атака – это групповое нахождение новых альтернативных  вариантов решения проблемной ситуации.

Обсуждение итогов работы групп, оценка лучших идей, их обоснование и публичная защита.

Метод Дельфи

Задание:  Сформулируйте десять основных профессиональных качеств библиотекаря.

Работа в группах.

Все предложения записываются в общий список.

   (Метод Дельфи представляет собой попытку объединения мнений членов группы с учетом идей каждого. Участникам семинара даётся возможность следить за своими собственными успехами. Личная ответственность участника за свою деятельность повышается).

По окончании задания для сравнения была предложена памятка «Профессиональные качества библиотекаря» Сукиасян Э. //Библиотека.-2006.-№1.- С.40

Журнальная статья

Задание: Даётся заранее подготовленная статья, не знакомая участникам семинара, из профессиональной периодики. После ознакомления с публикацией в группе проводится обсуждение:

  • явилось самым неожиданным для нас;
  • было самым впечатляющим;
  • оказалось самым непонятным;
  • может быть использовано в нашей работе

Вырабатывается общая рецензия на статью и озвучивается для всех участников семинара.

Были предложены публикации из журналов  «Библиополе» и«Современная библиотека»

Полемика

Задание: Даётся одно утверждение для всех участников семинара «Сельская библиотека – стержень духовности российской деревни».

 Две группы ищут материал в защиту этого утверждения.

 Две группы опровергают утверждение.

Метод незаконченных предложений

 Участникам семинара предлагается закончить следующие предложения, которые раздаются на отдельных листочках.

  • Я думаю, что семинар…
  • Я бы хотела, чтобы семинар…
  • Я могу предложить на семинар…
  • Мне не нравится на семинаре…

Результаты анкетирования будут использоваться в дальнейшей учебе библиотечного персонала.

 Экспертная группа подводит итоги семинара

Самые активные (работают все);

Самые первые (первые отвечают);

Самые мудрые (делают умные предложения);

Самые оригинальные (самые нестандартные предложения).

Команды работали на одинаковом уровне – проигравших нет. Все участники активно подключались к выполнению заданий.

 В ходе семинара использован материал из публикаций: Шудеговой В. Ступени к мастерству.//Библиополе.- 2008.-№6.-С.33-35  и Кургиной Н.Н. Стереотипы в профессии: плюсы и минусы //Мир библиографии.-2010.- № 3.- С.19-22.

Е.Д.Шахова