В 1881 году Лев Николаевич Толстой побывал в Новоторжском уезде. К путешествию его побудил рассказ публициста А.С. Пругавина о религиозной секте в деревне Шевелино Поведской волости. Во главе секты стоял крестьянин Василий Сютаев, яркая личность которого захватила воображение Толстого. Он искал образец святости в России, искал истину в понимании веры. Узнав о сектанте Сютаеве, Лев Николаевич отправился в Торжок, а затем, как пишет в своей книге «Бакунины» В.И. Сысоев, «лучший торжокский ямщик Пахолкин повёз Толстого в коляске в … Шевелино». Путь лежал вдоль реки Поведь через усадьбу сестёр Бакуниных в деревне Казицыно. Здесь, 135 лет назад, произошла историческая встреча двух знаменитых личностей ‒ Е.М. Бакуниной и Л.Н. Толстого.
Их объединяло общее боевое прошлое в Крымскую кампанию по защите Севастополя, широкая благотворительность в пользу крестьянства, искренняя любовь к Отчизне. Казалось бы, что встретились два близких по духу человека, их встреча, по русской традиции, затянется надолго, разговорам, воспоминаниям не будет конца. Льву Николаевичу будет интересно узнать об опыте сельской больницы, устроенной Екатериной Михайловной. Но Толстой вдруг прерывает рассказ Бакуниной вопросом: «Неужели у вас нет желания передохнуть, сменить обстановку?» Опешив, Бакунина ответила: «Как я уеду? В этом цель всей моей жизни и её содержание». В этот же день Толстой поехал дальше в Шевелино на встречу с Сютаевым.
Пробыв у сектантов несколько дней, писатель возвращается в Москву и записывает в дневнике: «Был в Торжке у Сютаева. Утешение». Потом Лев Николаевич неоднократно возвращается к воспоминаниям о В. Сютаеве. Можно сказать, что личность шевелинского сектанта оставила глубокий след в сознании писателя. А вот о встрече с Е.М. Бакуниной мы не найдём у Толстого в дневнике ни одной записи. Это можно объяснить только противоречиями мировоззрений Е.М. Бакуниной и Л.Н. Толстого.
Екатерина Михайловна до конца жизни оставалась верной обету, данному на Евангелии, посвятить себя служению милосердия. Все её действия: отважная работа по спасению раненных защитников Севастополя, мудрое руководство Крестовоздвиженской общиной в Санкт-Петербурге, тридцатилетнее милосердное служение в своей сельской больнице в Казицыне ‒ всё было подчинено Христовой заповеди «возлюби ближнего своего». Вера Бакуниной была искренней и деятельной. В своих воспоминаниях она неоднократно рассказывает, как перед принятием жизненно важного решения обращалась с молитвой к Господу, как важен для неё был совет иерархов Церкви. Екатерина Михайловна ни разу не усомнилась в вере, никогда не изменяла православной традиции. Она осталась верной дочерью Матери Церкви. Достоверно устройство домовой церкви в честь иконы Казанской Божьей Матери в усадебном доме Бакуниных. Здесь в Казицыне, путешествующий мог найти образец христианской любви и милосердия.
Лев Николаевич Толстой переживал духовный кризис. Его душа разочаровалась в православии. Он хотел найти свой путь к Богу. Писатель резко критиковал традиции Русской Православной Церкви, выступал против монархии. Поэтому его увлекли взгляды В. Сютаева, отрицавшего авторитет духовенства, церковные обряды, службу в армии. Толстой сознательно вышел за церковную ограду, и Синод только подтвердил этот факт.
Встреча Л.Н. Толстого и Е.М. Бакуниной проявляет для нас два жизненных пути русского человека. Один путь, избранный Бакуниной, продолжает путь многих поколений наших соотечественников, объединённых православной верой и народной традицией. Это путь верных. Другой путь ‒ для одиноких душ в поисках веры и истины. Этот путь полон сомнениями и разочарованиями. Известно, каким терзаниям подверглась душа Л.Н. Толстого, шедшего этим путём.
Можно сказать, что деревня Казицыно стала перекрёстком разных жизненных устремлений. Придя в Казицыно, путешественник должен вспомнить о встрече Бакуниной и Толстого. Вспомнить и задать себе вопрос, как апостол Пётр вопрошал Христа: Камо грядеши? Куда идёшь?
В память о встрече в Казицыне Л.Н. Толстого и Е.М. Бакуниной по пути следования писателя 28 июня будет разыгран сельский квест «Надёжный посох». По игровой легенде, Лев Толстой путешествовал по новоторжским дорогам, опираясь на дорожный посох. После Казицына посох, обладая особыми свойствами, не захотел сопровождать путника к сектантам, и остался в усадьбе Бакуниных. Учащиеся сельских школ из Большого Вишенья, Никольского и Яконова будут искать посох Льва Толстого. Посох, который укажет всем образец милосердия в деревне Казицыно.
И. Демидов, библиотекарь Осташковской сельской бибилиотеки-филиала МБУК «Торжокская ЦБС»
Литература:
Семёнов А.Ю. Казицыно. История деревни и дворянской усадьбы Мышецких-Бакуниных. – Тверь: «Издательство «Триада». 2016. 136 с., ил.
Сысоев В.И. Сестра милосердия Екатерина Бакунина. ‒ СПб, Тверь: Золотая книга Санкт-Петербурга, 2012. ‒ 376 с., ил.
Суслов А.А. Торжок и его окрестности. – М., 1970.
ПРОГРАММА
28 июня в 11.00
Первые Краеведческие игры в Торжокском районе
Казицыно - Осташково – Поведь - Глухово – Глебово
- Торжественное открытие Краеведческих игр
- Сельский квест «Надёжный посох»
- Концертно-развлекательная программа
- Краеведческие выставки, экскурсии
- Возложение цветов к народному мемориалу в честь Е.М. Бакуниной в Казицыне