ИЗ ИСТОРИИ ДЕРЕВНИ БУДОВО
Деревня Будово раскинулась вдоль федеральной трассы М10 на протяжении 3 км. Когда-то шумное, многолюдное, торговое село – Будово во все времена своего существования жило этой дорогой.
Точная дата основания поселения Будово неизвестна. Эти места были заселены издревле, о чём свидетельствуют курганы X-XII вв. на левом берегу реки Тверца в 1,5 км к юго-западу от Будова, имеющие историческую ценность в местном масштабе.
Первое же документальное свидетельство относится к середине XVII века. В то время село располагалось на 2 км ближе к берегу реки. Остатки «мягкой государевой дороги» можно обнаружить и сегодня – это большие камни-валуны.
Среди исследователей нет единого мнения и о самом названии населённого пункта – Будово. Наиболее предпочтительной является версия о том, что название Будово образовано от мужских личных старославянских имён Будислав или Будимир. Скорее всего, так звали одного из первых князей, основавших Будово.
В первой половине XVII века (1633(5)-1639 гг.) немецкий учёный и путешественник Адам Олеарий посещает Россию и оставляет записки об этом путешествии. Есть в них и упоминание о деревне Будово, где, по словам, Олеария жил князь. В своих заметках немецкий путешественник подметил большую разницу между московскими и провинциальными знатными особами:
«Князья же, живущие в деревнях и иногда не имеющие средств, чтобы жить сообразно своему положению, ведут гораздо худший образ жизни, чем придворные в столице, так что, не зная их по другому чему-либо, трудно обнаружить их среди крестьян. Так случилось, например, в Будове, когда наш переводчик стал расспрашивать о живущем там князе и обратился со своим вопросом к самому князю, смотревшему сквозь оконное отверстие в курной избе. Когда князь дал понять, что ему эта ошибка неприятна, переводчику пришлось просить прощения за то, что он князя принял за мужика…» (А.Олеарий «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно». С-Петербург, 1906). Ещё немец утверждал в своих записках, что в Будове очень не любили чужаков и прогоняли непрошенных гостей, натравливая на путешественников пчёл, которыми было богато село.
Значимым событием в истории Будова было открытие в нём православной церкви. Случилось это довольно поздно. Не просто рождалась церковь в Будове. После известных реформ патриарха Никона Будово и соседние деревни стали центром раскола на территории современной Тверской области. Именно здесь старообрядцы стали реальной силой. Власти несколько раз пытались открыть в Будове приход, тем более что, в этом случае крестьяне окрестных деревень не должны были уже ходить в храмы в Прутню или Никола-Бор за десяток вёрст. Но земля в Будове принадлежала раскольникам, а они не желали отдавать свои земли под церковь.
Инициатива строительства церкви исходит в 1841 году от архиепископа Григория (Посников). Его поддерживает и губернская власть. В Будово приезжает благочинный (такая должность при церкви) из Торжка Фёдор Лисицын с выдропужским священником. Они начинают обходить крестьян, уговаривая их поступиться землёй под церковь. Те отказываются, т.к. раскольники запугали их расправой в случае поддержки строительства церкви. Староверов в Будове немного, но они – верхушка крестьянского мира.
В итоге подходящая земля находится только за деревней, вдоль тракта на Вышний Волочёк. Эта земля была государственной, на её выделение и отмежевание уходит около пяти лет. И только в середине 1846 года церковь, наконец, была построена.
Церковь строилась только на подаяния, или пожертвования. Никакого государственного финансирования! 27 ноября 1846 года деревянный однопрестольный храм во имя святителя Николая на кирпичном фундаменте был освящён.
Какая же церковь без священнослужителей? Немного известно о приходских священниках Никольской церкви, лишь скудные цифры статистических отчётов. Но об одном из них удалось найти более подробные сведения.
Куприянов Василий Петрович родился в 1864 году в городе Зубцове Тверской губернии в семье священника. В 1885 году с отличием окончил Тверскую Духовную семинарию. В этом же году отец Василий начинает служить в Никольской церкви села Будово Новоторжского уезда. Он прослужил в Будове 10 лет. Это был талантливый проповедник, одарённый учитель, активный администратор, - таким останется в истории образ этого пастыря, одним своим обликом являвшего величие русского священника, отеческую любовь, смиренную простоту и высокую культуру. Это был идеал сельского священника, человека редкой скромности и больших духовных дарований.
Никольская церковь была открыта для прихожан до середины 30-х годов XX века, затем была закрыта. В дальнейшем помещение церкви использовалось под нужды образованного колхоза «Тверца», затем колхоза «им. Вильямса». Вокруг церкви находилось небольшое кладбище, где хоронили за деньги, т.е. это место было лишь для зажиточных селян. В послевоенные годы церковь была разобрана на дрова.
Будово всегда жило дорогой. Особенно заметно развитие Будово в XIX веке. Постоялые дворы, конюшни, трактиры, мельница, торговые лавки, больница. В селе можно было купить практически всё, что необходимо в хозяйстве, в дороге, а кроме того – поменять лошадей, нанять возницу, отдохнуть, помолиться в церкви…
Большая почтовая станция находилась в Будове. В 30-е годы XIX века многие местные жители занимались ямским промыслом, держали «вольных» лошадей, имели постоялые дворы. Это не только приносило доход, но и неприятности: то ямщицкие кони потраву нанесут, то местные парни повздорят с ездовыми или проезжие господа обидят кого. Иногда случались и курьёзы.
Уже упомянутый Адам Олеарий в своих путевых заметках пишет: «7 августа приехали мы в село Будово, в котором жил один русский князь. Только мы въехали в село, лошади наши стали прыгать, бить копытами и бегать, точно бешеные, так что некоторые из нас попадали на землю. Сначала мы не знали, отчего это произошло; но когда мы увидели, что причиной такой суматохи были пчёлы, которых в селе было множество… мы накинули свои кафтаны на головы, выехали из села и расположились в поле на одном зелёном холме. После мы узнали, что крестьяне, не желая дать нам помещение в селе, нарочно дразнили пчёл…»
В 1833 году будовские мужики решили на сходе платить жителям села Зизина (в 5 км от Будова) за то, что они примут к себе почтовую станцию. Соседи согласились. Зизинский ям обслуживался лошадьми и ямщиками Медновского яма вплоть до 60-х годов XIX века, но постоялые дворы и торговые заведения в Будове остались. (Кашкова В.Ф. Пушкинский путеводитель. – Тверь: Книжный клуб, 1994. – 271с.)
Кроме обслуживания дороги, в Будове было развито речное судостроение. На берегу Тверцы строили барки (лодки), которые затем сплавлялись вниз по реке для перевозки грузов в Торжке и дальше вниз по течению.
Крестьяне, до отмены крепостного права в 1861 году были, в основном, помещичьи, т.е. принадлежали местному помещику. Главным занятием для них было земледелие. Сеяли рожь, ячмень, овёс, лён, коноплю, гречиху. Из огородных культур возделывали капусту, свёклу, морковь, лук. Затем, весь этот урожай возили на продажу в Торжок на ярмарку, которой славился город на всю Тверскую губернию (Ильин М.А. Города и районы Калининской области. – Калинин, 1978).
Благодаря земству (орган местного самоуправления до 1917 года), Будово считалось грамотным селом, т.к. в селе была построена и функционировала до революции 1917 года земская школа. Она имела, сначала 3-х годичный срок обучения, а с 90-х гг. XIX века – 4-х годичный. Земская школа отличалась лучшей постановкой учебной работы по сравнению с министерскими и, особенно с церковно-приходскими школами. В школе преподавали прогрессивные учителя, занятия велись по лучшим учебникам, которые тогда существовали. В школе преподавались: закон божий, чтение, письмо, арифметика и по возможности пение; в ознакомительном порядке учащимся давались также элементарные сведения по природоведению, географии, истории.
В 1929 году в Будове образовался колхоз, который назвали «Тверца». В 30-70-ые гг. прошлого века хозяйство (им.Вильямса, «Родина») активно развивалось и было в числе самых передовых в Торжокском районе.
По инициативе и на средства колхоза «Родина» в 1974 году у здания Будовской школы была установлена памятная стела «Землякам, отдавшим жизнь за счастье народа», на «крыльях» которой выбиты имена 498 жителей Будова и окрестных деревень, погибших на полях Великой Отечественной.
1 сентября 2012 года на здании Будовской ООШ была установлена мемориальная доска Герою Советскому Союзу Румянцеву И.В., уроженцу деревни Василево.
В 1941-1943 гг. за деревней в лесу действовал военно-полевой аэродром по осуществлению защиты неба над Торжком и окрестностями. Зимой 1941 года на Будовском аэродроме в качестве военного корреспондента газеты «Вперед на врага!» побывал известный литературовед, актер, писатель И.Л.Андроников.
Герои Советского Союза Бахвалов В.П. и Мигунов В.В. нашли здесь последний приют, погибнув в схватках с фашистскими асами. Останки Мигунова В.В. после войны были перезахоронены в братской могиле №5 Иоанно-Богословского кладбища в Торжке.
В 1995 году рядом с могилой В.П.Бахвалова был установлен Памятный знак в форме лопасти самолета «Летчикам, защищавшим небо Торжка в годы Великой Отечественной войны». Теперь этот комплекс является знаковым местом Будова, где проходят различные мероприятия патриотической направленности.
На сегодняшний день в Будове располагается администрация Будовского с/п, Будовская ООШ, Будовская сельская библиотека-филиал МБУК «Торжокская ЦБС», ФАП, частные торговые организации.
Заведующий Будовской СБФ Мурзенкова М.В.