Вы здесь

село Страшевичи (Страшевическое сельское поселение)

Страшевичи

История села Страшевичи уходит своими корнями в очень далекое прошлое. Предание гласит, что село и его окрестности древнего происхождения, чуть ли не времен первых князей, удельных княжеств Руси. В те далекие времена купцы, торговые люди перевозили товары из Твери в Смоленск. Через Торжок и Ржев торговый тракт пролегал дремучими лесами. В лесном массиве по течению рек Рачайна, Нашига, Тьма, Осуга, которые в то время были многоводные и глубокие, между городами Торжок, Старица, Ржев поселились три славянских разбойничьих шайки братьев и сестры: Страха, Щербы, Упыря и Ладьи (под другими источниками – Рясни). Они грабили проезжавших купцов, установив контроль над всей округой. По имени атаманов этой разбойничьей семьи и получили название впоследствии населенные пункты данной местности: Страшевичи – богатое село, Щербово – крупный населенный пункт, село Ладьино (село Рясня) и Юпирвичи (Упирвичи). Все эти населенные пункты существуют и поныне.

В 5 верстах от Страшевичи находится селение Копыряне, по летописным данным названное так потому, что здесь в лесах разбойники выкапывали тайники, в которых прятали награбленное добро.

Очевидно, шайки осели в здешних местах, обзавелись семьями и образовали поселения.

Наше село сначала называлось местечко Страшное (понятно почему), затем Страшевицы и, наконец, Страшевичи. И сейчас еще можно встретить в деревнях старушек, называющих село по древнему обычаю – Страшевицы.

Когда-то, должно быть, еще до татаро-монгольского нашествия, близ села существовал монастырь. Самого села, понятно, в то время не было.

Только название поймы по реке Рачайне – Игуменов луг да холодный прозрачный родничок, именуемый в народе Святым ключиком, напоминают нам об этом предании.

Возле Святого ключика, веками из недр холма, в роще, именуемой Золотой дачей, можно при раскопках найти фундамент храма, построенного, вероятно, по типу корабля, кормой – на восток (престол монастыря).

Возможно, монастырь был разорен татарами. Более точных сведений о нем не сохранилось.

В пользу версии о монастыре говорит еще тот факт, что в окрестностях Страшевич, вдоль реки Рачайны бьет несколько ключей – родничков, но только этот называют Святым. Итак, Святой ключик и Игуменов луг – последняя память, следы древнего монастыря, фундамент которого могут обнаружить будущие археологи.

Вокруг с. Страшевич была очень плодотворная земля. Это дало возможность в селе и его окрестностях расположиться нескольким помещичьим усадьбам. Во времена крепостного права, например, наличествовало пять крупных дворянских имений в Страшевичах и в 3-х, 4-х, 5 км от села.

На горе, где сегодня находится больница, стояло большое, красивое здание усадьбы помещиков Шахмановых - Давыловых, дальних родственников героя войны 1812 ода Дениса Давыдова. Многие дворяне конца 18 века занимались устройством своих сельских имений, украшением их окружения. Закладывались прекрасные здания – дворцы, парки, сады, система водных сооружений.

Усадьбу имение Шахмановых -Давыдовых украшал уникальный парк, аллеи которого были образованы разными видами деревьев и кустарников: березовая аллея, еловая, сосновая, сиреневая, ореховая, тополиная, ясеневая, кленовая… Поляны парка радовали глаз разнообразными цветами и травами. Это был поистине райский уголок, как впрочем и другие помещичьи усадьбы России. (Вспомним берновский, прямухинский парки и т.д., Митино под Торжком). Ниже, перед домом господ, близ берега Рачайны действовала система прозрачнейших, соединенных ручьем – протокой друг с другом прудов, где плавали, как в аквариуме, рыбы. Дно прудов было вымощено гладким камнем…

В престольные праздники помещик Шахманов на тройке лошадей в красивой карете совершал выезд в центр Страшевич к церкви, где служба начиналась только по его прибытии. Очевидцы вспоминали, что собравшийся у храма народ ждал и слушал, не раздастся ли хрустальный, переливистый звон колокольцев – бубенцов по дугами рысаков помещика. Это был сигнал к началу службы.

Сегодня на месте помещичьего дома стоит уже другое здание, ветхие останки дома дворян Путятиных, перевезенного сюда после революции, здание же господ Шахмановых, как более объемное, было разобрано и увезено в Луковниково.

Останки Шахманова сада еще можно обнаружить позади больницы, пруды же стали сточными канавами.

Еще одним из интереснейших мест округи было поместье барина Хлопова Ново-Петровское. На берегу реки Нашиги стоял барский дом, и уникальнейший сад – кедровник окружал его. В кедровой роще барин приказал поставить статуи нимф, фавнов, бога вина Вакха, кентавров и других представителей древнегреческой мифологии. Дворовые и крепостные крестьяне называли барина чудаком, а кедровника боялись. Считали, что там водятся черти и случаются всякие чудеса. Существовала легенда о проделках одного дворового парня, который, закутываясь в простыню, изображал вечерами статую, пугая девушек. Однажды несчастный попался барину и был отдан в рекруты.

Рассказывали о камнях весом в 3-4 фунтов, падающих с неба и разбивающих чашки с пищей, но не трогающих людей. Словом, загадочных явлений в имении было достаточно. И сам барин любил почудить. Например, в Петров день, в день своих именин, всех окрестных дворян он поражал тем, что готовил уху из стерлядей, выловленных в его пруду гостями, уверяя, что они там водятся. Секрет этот очень прост. Барин накануне посылал своего камердинера Максима в г. Старицу за 45 верст. Там рыбу ловили в Волге и в больших чанах везли в имение, на пути меняя воду из встречных рек. Живую рыбу запускали в пруды…

В барском парке произрастали разнообразные виды флоры.

В километре – полутора от Страшевич находилось имение князя Вяземского Михайло – Вяземское с березовой рощей и системой прудов. Сегодня это деревня Михайловское.

По тракту Торжок – Ржев, в сторону Луковниково, где находится деревня Заря, существовало поместье Голубово, имение Наркевич, а до нее оно принадлежало Муромцевой Варваре Петровне, очень жестокой помещице, которая наказывала крепостных девушек раскаленным утюгом.

Помещице Наркевич принадлежала деревянная церковь на кладбище, под ней помещался фамильный склеп с гробами умерших членов семьи Наркевич. В 30-е годы ХХ в. представителями советской власти он был вскрыт и разорен.

Имение Горы принадлежало помещику Ивкову. Кстати, неподалеку оттуда, за Меленками в лесу находятся высокие могильные погребальные холмы – курганы, вероятно, более раннего происхождения (средние века).

Село Васильевское было собственность князя Путятина.

В самих же Страшевичах находилось несколько поместий. Это было красивейшее село, в котором во всех направлениях шли аллеи из тополей, ясеней, акаций, кленов, украшавших въезд во владения помещиков.

Имение Добротворских шло в гору на юг, вышеупомянутые Шахмановы – Давыдовы – вправо на восток. Особо следует упомянуть помещиков Зиловых, их усадьба располагалась в центре на юг, в низине за мостом. Сегодня здесь живут Синицыны, Аншутины. Супруга помещика Зилова Любовь Евграфовна была любимой младшей сестрой известного русского писателя – сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина. В середине 50-х годов XIX века писатель приезжал к Зиловым в гости. И Страшевичи имели честь видеть Салтыкова – Щедрина.

За кладбищенской церковью по дороге в г. Торжок у д. Сверчково находилось имение Черкашениновых. На горе, в конце березовой аллеи, еще можно найти его фундамент.

Страшевичи в 18-19 веках были крупным торгово-ремесленным селом. Жили в нем люди в большинстве зажиточные. Было много торговцев: Читалкины, Волковы, Арбузовы, Чижиковы, Боровковы, Данковы и др. В селе действовали два трактира, казенная винная лавка «Казенка», две пивных, постоялый двор из ремесленных заведений: две красильни для крашения холста, мастерская для валки сапог, круподерка, маслобойня, шерстобойки, кузница, пекарня по выпечке баранок. В Страшевичах было волостное правление со старшиной, писарем, кутузкой, позднее – с урядником. Существовало две церкви (каменная – в центре, датируемая концом 18 в.), (деревянная – на кладбище). Имелась школа (дата ее возникновения – 1862 год), позднее – училище имени Александра Невского. Ежегодно отмечали день великого полководца. Отсюда ведет свою историю Страшевическая школа, старейшая в районе. Ей сегодня (в 2002 г.) – 140 лет.

В селе была больница, работало почтовое отделение. Газеты, журналы, письма привозились со станции Высокое. Почту доставлял возница – крестьянин, с ним – специальный человек и почтальон.

Главную церковь обслуживал большой притч: 3 священника, 2 псаломщика и дьякон. В храме был организован хор, приглашался регент, певчие набирались из учащихся, обладавших слухом и голосом. В церкви хранилась летопись села…

Церковь села Страшевичи представляет собою уникальное явление. Во-первых, поставлена она на месте другой, более старинной, деревянной. В 60е – 70е годы 18 века был заложен один придел ее. Колокольни – звонницы еще не было. Позднее появилась и она. Под церковью был выкопан подземный ход (на случай войны), выводивший к реке Рачайне (место сегодняшнего обрыва у плотины). Вокруг церкви хоронили знатных особ. Например, у заднего крыльца, чуть подальше его, был склеп Шахмановых-Давыдовых. Несколько десятилетий назад еще можно было обнаружить возле церкви надгробья – камни со старинными надписями: здесь похоронен бригадир Петровских времен; современница Лермонтова, одна из его увлечений; родственник архитектора Львова и т.д. Как правило, у церкви покоился и прах ее служителей. Здесь нашел свой приют и последний священник прихода Ефрем Беневоленский.

Церковь славилась в округе малиновым звоном своих колоколов, церковными драгоценностями.

Веками их жертвовали купцы, помещики, знатные люди нашему приходу. И колокола, и драгоценности были изъяты советской властью в 37-38 годах, когда закрывали церковь. С этого момента Начинается печальный процесс ее разрушения. Каменной громадиной стоит она в центре села, укоряя людей за бездушие. Смывают дожди ее росписи-иконы, писаные церковным живописцем бродячей артели Старицкого уезда Петром Ефремовичем Жуковым, самобытным мастером из г. Старицы.

Богатое село щедро и широко отмечало престольные праздники. Четыре раза в год в эти дни устраивались многолюдные ярмарки. На них съезжались торговцы из ближайших городов, прасолы и крестьяне за 40-50 верст. Первая ярмарка – в день празднования Николая Чудотворца (по старому стилю – 9 мая). На не преобладал повседневный материал и предметы домашнего обихода: горшки, корзинки, ложки и т.д. Вторая – в Девятую пятницу после Пасхи в честь святой Прасковьи. На ней продавался и закупался домашний скот. Третья проходила в 8 сентября в честь Рождества Богородицы. Торговали только что полученным урожаем и скотом. Четвертая же (небольшая) происходила около кладбищенской церкви, посвященной Казанской Богоматери (8 июля). Продавали ягоды, летние яблоки, овощи с огорода…

Торгово-ремесленное село могло и само торговать, и приветить купцов заезжих, со стороны. И это давало возможность Страшевичам и округе жить и развиваться.

Использованы документы из ГУ Государственного архива Тверской области. Заведующая Страшевической сельской библиотекой Е.Н. Шерстнева